adminung wrote in uganskneftegaz

Categories:

Рубрика «Хроника славных лет…» Строительство нефтепровода Усть-Балык - Омск

После получения подтверждения больших объемов нефтегазоносных залежей Усть-Балыкского месторождения, остро встал вопрос о необходимости транспортировки добытой нефти на нефтеперерабатывающий завод.

Из Постановления Совета Министров СССР «О мерах по усилению геологоразведочных работ на нефть и газ в районах Западной Сибири» от 19 мая 1962 года:

«Провести широкое развитие научно-исследовательских, геолого-поисковых, комплексных геофизических и геологоразведочных работ с целью выявления крупных залежей нефти и природного газа и подготовки для промышленного освоения. Подготовить к разработке основных горизонтов Усть-Балыкского месторождения нефти. Проведение пробной эксплуатации законченных бурением скважин выполнить в 1963-1964 гг. Начать проектно-изыскательские работы по строительству нефтепровода для транспортировки нефти с Усть-Балыкского, Сургутского и Мегионского  месторождений нефти на Омский НПЗ, а также для строительства материально-технических и ремонтно-механических баз, дорог, пристаней, взлетно-посадочных полос с твердым покрытием».

Усть-Балыкское месторождение находилось в труднодоступном районе, в непроходимой тайге, поэтому вывоз продукции первоначально осуществлялся речным флотом, нефтеналивными баржами. Однако навигация на сибирских реках возможна только 6 месяцев в году, поэтому необходимы были другие варианты транспортировки нефти. 

В декабре 1963 года Правительством Советского Союза было принято решение о строительстве первых нефтепроводов «Усть-Балык - Омск» и «Шаим - Тюмень». 25 января 1964 года в Тюменском обкоме КПСС председатель Госплана СССР Н. К. Байбаков провёл расширенное совещание по проекту строительства, поставив задачу определить его ориентировочную стоимость. Несмотря на то, что на момент совещания были известны только предварительно определенные в Гипротрубопроводе диаметры нефтепроводов, их ориентировочная протяженность и примерная характеристика трасс, установленные в результате разработок возможных маршрутов по топографическим картам, всего за сутки расчетная группа выдала предварительную смету, составив ее с поразительной точностью. Стоимость нефтепровода «Усть-Балык -  Омск» предварительно была оценена в 175 млн руб., а конечная проектная стоимость составила 206 млн руб., включая 5 млн руб., которые были добавлены по просьбе Тюменского обкома КПСС для нужд области.

Практически сразу начались проектные и изыскательские работы, которые были осложнены беспрецедентной для Тюменской области 1000-километровой протяженностью трассы и сложной топографией. На трассе будущего нефтепровода располагалось большое количество болот, рек (в том числе крупных - Юганская Юбь, Иртыш), их пойм, заливаемых весенними паводками, обводненных участков трассы. От города Тобольска нужно было обеспечить общий коридор просеки для идущих в одном направлении с нефтепроводом «Усть-Балык -  Омск» железной дороги и ЛЭП-500 «Тюмень - Сургут». В ходе работ проектировщики под руководством главного инженера М.С. Кудасевича приняли решение об увеличении диаметра трубопровода до 1020 мм вместо запланированных ранее 720 или 820 мм, что позволяло увеличить мощность прокачки с 22 до 47-50 млн тонн в год. Это решение Кудасевич предложил, оценив растущие объемы добычи в Среднем Приобье.

Невзирая на сложности, коллектив проектного института «Гипротрубопровод» закончил работу в ноябре 1964 года, а 31 декабря того же года он был рекомендован к утверждению Госстроем СССР и передан для утверждения в Совет Министров СССР. 

9 марта 1965 года Президиум Совета Министров СССР и председатель правительства А. Н. Косыгин утвердили проект в расширенной версии М.С. Кудасевича, дав указание немедленно приступить к его осуществлению с последующим увеличением производительности нефтепровода. Изыскательские работы проводились зимой 1964 - 1965 года, когда таёжные болота и реки скованы льдом. К весне они были завершены, параллельно изысканиям велась разработка рабочей документации. Многие сотрудники института работали во «вторую смену» без указаний руководства, что позволило уже в середине 1965 года приступить к непосредственному строительству магистрали.

Северное плечо нефтепровода начали прокладывать отряды строителей, пришедшие с трубопровода «Шаим - Тюмень»: осенью 1965 г., при первых морозах, они начали прорубать просеку и за одну зиму (к концу лета 1966 г.) завершили ее, пройдя 266 км. до Демьянского. Там создавался временный пункт налива нефти в баржи: причальное хозяйство, дополнительные емкости на базе местной нефтебазы, станция перекачки. На таком решении настоял первый секретарь Уватского райкома партии Владимир Иванович Рыбкин. После форсированной прокладки участка от Усть-Балыка до Демьянского пункт перекачки сокращал речную транспортировку по Иртышу до Омска на 700 км. Благодаря этому решению до полного завершения строительства трубопровода из Демьянского по реке было отправлено более полумиллиона тонн Усть-Балыкской нефти. 

В декабре 1965 года электросварщиком В.А. Олексюком недалеко от Нефтеюганска был сварен первый стык нефтепровода. Во второй половине 1966 г. строительно-монтажные работы велись на всей трассе трубопровода, началась прокладка дюкеров под реками Иртыш у сел Вагай, Красноярка и Юганская Обь. 29 марта 1967 г. «Тюменская правда» сообщила о завершении прокладки дюкера под Юганской Обью. 27 августа 1967 года «Советская Россия» сообщила, что у села Абатское сварен последний стык, таким образом 964 км основного трубопровода диаметром 1020 мм и 27 км подводящего нефтепровода диаметром 720 мм от Нефтеюганска с переходом через р. Юганская Обь и ее поймы сварены в одну нитку. При этом пройдено 203 километра труднопроходимых, не промерзающих даже зимой болот, форсировано 85 больших и малых водных преград. Нефтепровод был построен за рекордные сроки  2 года. 

Необходимо было ускорить строительство насосных станций, без которых работа нефтепровода невозможна. Головная станция «Остров» возле Нефтеюганска была пущена в срок, а к станции «Вагай» не удалось подвести линию электропередачи мощностью 110 кВ, поэтому возле нее была сооружена временная дизельная электростанция. Строились также насосные станции Каркатеевы, Демьянское, Абатское. 

Пуск нефтепровода был осуществлен досрочно, 30 октября 1967 года, к 50-летию Великой Октябрьской революции. На пуске присутствовали министр газовой промышленности А.К. Кортунов и первый секретарь Тюменского обкома КПСС Б.Е. Щербина. Сначала они посетили Нефтеюганск, затем на двух самолётах вылетели в Омск. Тюменская нефть пришла на НПЗ и получила выход в систему транссибирских нефтепроводов Туймазы – Уфа – Омск – Новосибирск -  Красноярск -  Иркутск. 

На бланке телеграммы: 

Дорогие товарищи! ЦК КПСС и Совет Министров СССР горячо поздравляют вас с большой трудовой победой – успешным строительством и вводом в действие магистрального нефтепровода Усть-Балык – Омск. Советский народ получил новый замечательный подарок в канун славного 50-летия Великой Октябрьской Социалистической революции. Построенный благодаря вашему героическому труду, при активной помощи партийных, советских, профсоюзных и комсомольских организаций Тюменской и Омской области, в сложных условиях тайги и болот, сурового климата, тысячекилометровый нефтепровод является важным этапом в успешном решении задач поставленных ХХIII съездом КПСС по созданию нового нефтедобывающего центра в Западной Сибири… Желаем вам, дорогие товарищи, новых трудовых успехов, хорошего здоровья и большого счастья.

За самоотверженный труд при сооружении нефтепровода «Усть-Балык - Омск» Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 августа 1968 г. орденами и медалями были награждены 199 человек, в том числе орденом Ленина - 7 человек (включая главного инженера проекта Мечислава Станиславовича Кудасевича), орденом Трудового Красного Знамени - 22, орденом «Знак Почета» - 72, медалью «За трудовую доблесть» - 48 и медалью «За трудовое отличие» - 50 человек.

Чтобы заполнить нефтепровод Усть-Балык - Омск необходимо было 856 720 тонн нефти. Для перевозки такого количества сырья потребовалось бы 13 612 железнодорожных цистерн. 107 200 стыков соединили стальную нитку, было преодолено 85 водных преград, 200 километров труднопроходимых болот. Строители на 60  километров укоротили путь нефтеналивных судов, везущих сибирскую нефть в Омск. Подача ее по трубопроводу стала в 2-3 раза дешевле.


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic